Ремка (rememberenok) wrote,
Ремка
rememberenok

Выставка «PANTA RHEI. Графика Марата Шемиунова»

11 октября — 16 ноября 2014 г.
Мемориальный музей семьи актеров Самойловых
Режим работы: четверг–воскресенье 12.00–19.00
среда 13.00–21.00
касса закрывается на час раньше
Выходные: понедельник, вторник и последняя пятница месяца

«PANTA RHEI» – необычная выставка. Серия графических работ ведущего танцовщика Михайловского театра Марата Шемиунова – неотъемлемая часть одноименного перформанса на музыку Олега Каравайчука. Прошедшее в 2012 году в Японии, это событие уже повторялось в Петербурге – как однократное действие, наполненное эмоциями и творческим порывом.

Ставшие названием, слова древнегреческого мыслителя Гераклита переводятся как «Все течет». Ничто не стоит на месте, все изменяется, принимает новые формы. Так происходит и с исполнительским талантом артиста балета. Вдохновляемый искусством современности, Шемиунов обращается к совершенно неожиданному амплуа – графике. Подобно экспрессивным идеограммам французского поэта и художника Анри Мишо, характерной особенностью рисунков Шемиунова является то, что они становятся как бы новой формой письменности. Стремление автора к гармонии чувств и мысли сближает его графику с восточным искусством красивого и четкого письма – каллиграфией. Как и каллиграфия, она требует максимальной сосредоточенности и спонтанности исполнения, тяготеет к ясности очертаний в сочетании с декоративной узорностью.

Мастерство Шемиунова – в способности сообщить графическому знаку такое эмоционально-символическое значение, что рожденный его кистью образ сразу же передает зрителю внутренний посыл художника. Этим вызваны свобода ритма и острая экспрессия, смягченная необычной техникой печати – шелкографией на сатине, в которой выполнены все работы, представленные на выставке. Не случайно «путь кисти» Марата Шемиунова во многом связан с Японией, где в 2001 году прошли его первые зарубежные гастроли. В стране восходящего солнца высоко оценили талант художника – с тех пор он провел там шесть персональных выставок.

Танцовщик постоянно находится в поиске оригинальных художественных решений. Создаваемые под натиском чувств и эмоций, рисунки Шемиунова подобно нотам объединяются в единую стройную композицию. А внутренняя «музыкальность» роднит их с произведениями известного композитора Олега Николаевича Каравайчука, который не просто экспериментирует с новыми формами, но вдохновляет молодые поколения на воплощение самых невероятных творческих идей.

Портрет Каравайчука – единственный фигуративный образ, занимающий одно из центральных мест в экспозиции. Философские партитуры «протагониста бесчисленных историй» не оставили равнодушным Марата Шемиунова. Востребованный в классическом репертуаре, но открытый искусству современности, он активно взаимодействует с гением композитора. Образовавшийся в 2012 году творческий тандем Шемиунова-Каравайчука завоевывает все больший интерес публики. За их плечами уже не один перфоманс: последний был проведен в рамках «Манифесты 10», последующие не заставят себя ждать, а самый первый представлен на выставке. И не только видеорядом, но и работами петербургской фотохудожницы Светланы Тарловой, чей внимательный взгляд смог точно схватить полные выразительной экспрессии и внутренней свободы движения танцовщика.

Уникальность «PANTA RHEI» – в соединении графики с иероглификой, музыки с движениями, фото с видео. Именно это наполнение создает внутри экспозиции пространство одновременно для медитации и общения, а духовное послание превращает в эпатажный манифест.

Куратор
Ирина Зартайская
Tags: видео, выставки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments